Хостел Буква в Тобольске Тобольский Музей печати Тобольская типография - онлайн  
Подписка на газету «Тобольск-Содействие»
Онлайн версии журнала «Град Тобольск»
Газета «Тобольск-Содействие»
Карта города Тобольска

Он ушел туда, где его ждут мамонты

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Он ушел туда, где его ждут мамонтыПамяти поисковика-одиночки Николая Кугаевского

Много лет назад я писала статью (в какой то журнал – не помню названия) про этого замечательного человека, настоящего фаната поискового дела, романтика чистого душой… В знак благодарности Коля подарил мне маленький… зуб мамонтенка, который до сих пор хранится в моей семье, только перекочевал зуб сибирского мамонтенка далеко на Юг - в прекрасный город Краснодар. Скоро мои внучата пойдут в городской исторический музей и покажут нашу (теперь уже семейную) реликвию и расскажут (с моих слов) о искателе из Тобольска, который, к сожалению ушел из жизни после тяжелой болезни.

 И это его история.

«Вот уже тридцать пять лет Николай Александрович Кугаевский, считающий сам себя искателем, ведет поиски останков древних животных. На его счету десятки собранных коллекций. Но все по порядку.

Родился Николай в деревне Верх. Балуево Тобольского района, там же закончил 4 класса, а десятилетку – в М.Зоркальцево. Отслужил в погранвойсках, честно отдал свой долг Родине.

Что подвигло его в 1973 года начать поисковые работы, что подтолкнуло?

Трудно теперь уже точно ответить на этот вопрос. Может быть это сибирская величественная природа, могучий Иртыш с его крутыми берегами и плесами, а может быть это шум сосен, цепляющихся корнями за край обрыва или шепот старых кедров, напоминающих нам о том, что жизнь бесконечна и прекрасна… Кто знает… Только случилось то, что случилось. Вышел Николай ранним утром на берег реки, ноги утопали во влажном песке и вдруг… в холодной речной воде он увидел что-то, напоминающее обломок дерева.

Вот и первая его находка – бивень мамонта.

Останки мамонтов – бивни, зубы, кости древних овец и быков, гиен и лошадей, бизонов и шерстистых носорогов (водились здесь сотни тысяч лет назад и такие животные) – коллекции пополнялись и почти сразу же…. раздавались. Наш искатель бессребреник и по сути своей альтруист. Николаем исхожены сотни километров, его руки, похожие на крепкие корни деревьев, сухи и жестки (сама на себе это испытала – рукопожатие как тиски), его сухопарую фигуру пронизывали ветра и хлестал колючий дождь, но взгляд его светел и наивен. Кугаевский доверчив, как ребенок, и этим его, несомненно, отличительным душевным качеством, не раз пользовались недобрые люди, используя Колин труд и его находки в своих меркантильных, денежных интересах.

Рассказывает Минсалим Тимергазеев: «Такие люди, как Николай редки. Это настоящие, по-хорошему, одержимые искатели. Еще тридцать лет тому назад Коля собрал для меня первую коллекцию, она пошла в музей кости. Наше знакомство развивалось. Кугаевский проникся идеей собирательства, ему было все интересно. Он находил по истине уникальные, редкие экземпляры – отпечатки древних птиц, крыльев, листьев, различные артефакты (миллионы лет до нашей эры!!!). В то время еще не было такого, как сейчас бума на кости.

Но началась перестройка, и все Колины находки стали предметами повышенного спроса. Фантастический бум! Ему это мешало, так как к искателю лезли в друзья разные непорядочные люди. Коля выдержал – отдельный почет ему за это! Он научился немного обрабатывать кость. Любознательный, трудолюбивый, все, что вычитывает в литературе, использует в своих поисках. Интересуется не только археологией, но и историей, участвует в конференциях… Я считаю Колю своим внештатным сотрудником, помогаю по мере возможности…».

В музее при художественном салоне в Тобольске есть и работа Николая Кугаевского - оригинально выполненная скульптура мамонта. Сама скульптура, сделанная из зуба мамонтенка, практически нетронутого инструментом мастера, стоит на подставке из дерева, а бивни вырезаны из кости. Когда смотришь на нее, кажется, что вот-вот оживет, настолько реалистична эта работа.

Вы, наверное, подумаете, что для поисков древностей нужны очень сложные инструменты, которые Кугаевскому приходится таскать с собой. Но это не так. Да, Николай используется некоторые орудия труда и это - ножовка и длинная проволока изогнутая на конце, в виде кочерги (если дерево – она воткнется, а если кость – «брякнет»). Даже на исхоженном вдоль и поперек месте, наш герой может почувствовать, увидеть каким-то своим зрением – ЗДЕСЬ! И он никогда не ошибается.

- Это в мозгу, без этого жить уже не могу, - объясняет свои поисковые способности Николай Кугаевский.

Однажды, одну из его коллекций практически съели …мыши. И Николай научился обрабатывать древние кости для хранения. Он покрывает их смесью клея ПВА и простой грунтовки, которая продается в каждом хозяйственном магазине. Вот и весь секрет.

 Свои уникальные коллекции Кугаевский, как я уже говорила, не продает, а дарит. Вот, например, в д. М. Зоркальцево, в музей средней школы Коля собрал и подарил черепа шерстистого носорога, осколок от черепа мамонтенка, позвонки бизона и мамонта. А в школе в Туртасе есть, подаренный искателем, зуб мамонта весом 6,5 кг. Одному знакомому стоматологу, Николай собрал коллекцию зубов мамонта. Сколько лет прошло, и ни какого кариеса! К сожалению, эта коллекция в последствии была или переподарена, или просто продана.

Коля настоящий романтик – в каждой своей находке он видит живой образ. Держит в руках зуб мамонтенка, поворачивая его к свету, - «Смотри, это малыш, вот его хобот, вот маленькие бивни, …». Даже стихи пишет. Может они и не профессиональные, но от сердца, от души:

… Когда это было, и в какие времена

 Вас мать природа на свет произвела

 Мамонтов огромные стада…

И Коля на самом деле их видит - огромные стада мамонтов, бизонов, быков…

На поиски Кугаевский отправляется всегда один. А это очень трудоемкая и по-настоящему опасная работа. Одно неосторожное движение, и можно сорваться с высоченного яра, а рядом ни души… Но в 2007 году он нашел трехметровый бивень мамонта, и тут ему помогал один хороший человек, которому Николай доверился. Взвесить бивень не смогли. Пилили на чурки под размер рюкзака, восемь чурок получилось. Сердцевину мелованную выбил, чурочки собрал.

Какой труд, какое упорство, какая страсть! На годы, на целую жизнь!

«В его коллекциях все значимо, - продолжает говорить Минсалим, известный на всю страну мастер-косторез,- все вызывает интерес. Я с большим уважением отношусь к великому упорству, с каким Коля работает! Он невероятен! В нем живет и его маленький уникальный мир, и огромный Божественный Мир, который постоянно меняется!»

Не прибавить, как говорится, не отнять.

Сотрудник художественного салона Людмила Ивановна Низамова, рассказывая о Николае подчеркивает его абсолютную порядочность и честность. Людмила Ивановна, показывает мне Колины находки, сетует на то, что Николай иногда трудится в ущерб себе, настолько он предан самой идее собирательства, забывая даже о хлебе насущном. Немногословный, любящий природу, думающий, аккуратный в делах и в обещаниях – пообещает, значит сделает!

Сейчас Кугаевский в разгаре поисков, собирает кости мамонтов, фрагменты скелетов, бивни, позвонки носорогов… Его руки шершавы и крепки, как стволы дерева, его движения точны и быстры, как у рыбака, он стремительно перемещается в пространстве, как охотник; в объятьях дикой природы Николай становится другим - ловким, беспощадным к себе, воодушевленным, излучающим огромную положительную энергию… Он найдет, он соберет свою новую коллекцию, сфотографирует и … раздарит. Как всегда. От Колиного взгляда ничего не ускользнет. Вы можете пройти мимо старой коряги, а Николай сразу увидит в ней кость мамонта или бизона. Удача? Интуиция? Возможно. Но в первую очередь – глубокие знания, энтузиазм, преданность и огромная любовь к своему поисковому делу!

 Мы прощаемся. Я уже побаиваюсь протягивать Коле руку, он понимает и улыбается. Коля уходит… Он идет туда, где ждут его мамонты».

Елена Слинкина

Фото автора


Понравилась статья? Поделитесь с другими!


Другие новости:

Комментарии

Top.Mail.Ru