Хостел Буква в Тобольске Тобольский Музей печати Тобольская типография - онлайн  

Новости СМИ

От Полтавы до Тобольска. О шведском солдате замолвите слово

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

От Полтавы до Тобольска. О шведском солдате замолвите словоВ 2011 году исполнилось ровно 300 лет со дня прибытия пленных шведов в Тобольск. Для тогдашнего, в 12-13 тысяч населения столицы крупнейшей в России губернии, прибытие и расселение по домам горожан около полутора тысяч скандинавов стали мощным демографическим и культурным взрывом. Но обо всём по порядку.

От Полтавы до Тобольска

8 июля (27 июня) 1709 года состоялось знаменитое Полтавское сражение, ставшее переломным моментом в Северной войне 1700-1721 годов, которую вели между собой Россия и Швеция. В результате разгрома войск шведского короля Карла XII русским войскам в числе прочих трофеев достались порядка 18000 пленных солдат и офицеров.

Полтавское сражениеИзначально, пленников разместили на территории трёх губерний: Архангельской, Астраханской и Казанской. Но через год среди военнопленных возник так называемый «Свияжский заговор»: пленные шведы разбивались на отряды и планировали своим ходом добраться до Родины.

Но начеку был князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский, наделенный при Петре I исключительным правом розыска по делам о государственных и политических преступлениях. Неблагонадёжных пленников, изначально числом около сотни, было решено отправить в Тобольскую губернию, в стольный град которой шведы прибыли в 1711 году.

Прибывших в Тобольск мятежников было решено расселить по домам мещан в нижнем посаде города, ибо по указу того же Петра I все инородцы должны были жить отдельно от коренного населения.

Петр первый принимает капитуляцию шведовСреди пленников было много искусных инженеров, каменщиков, музыкантов и просто людей образованных. К делу шведов приспособили почти сразу по прибытию. И вот уже с 1711 по 1713 годы под руководством знаменитого сибирского зодчего Семена Ремезова пленники строят хранилище государственной казны - рентерею. Коме рентереи, существующей по сей день, с помощью шведских пленников были построены стены и башни южной части Тобольского кремля, которые спустя более чем полвека подверглись разрушению.

По очередному распоряжению Тобольского губернатора Матвея Гагарина, буквально за несколько месяцев шведские инженеры и согнанные на земельные работы крестьяне, числом не более сотни, построив вручную обводной канал, выпрямили русло реки Тобол и отодвинули место слияния рек Тобол и Иртыш на 3,6 версты (около 8 километров) ниже по течению. Тем самым рабочие избавили от затопления в паводок весь нижний посад Тобольска.

Но прибывавшие в город шведы оставили свой след не только в градостроительстве и инженерных сооружениях. Вот что рассказывает об этом периоде кандидат исторических наук, преподаватель Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д.И.Менделеева Евгений Панишев:

«Во времена походов митрополита Фелофея Лещинского, (первый и второй 1712-1713 годов - в Берёзовские земли и Конду, третий, в 1714 году - в Казым) решившего нести слово Божье племенам ханты и манси, вместе с православными миссионерами шли шведские солдаты и офицеры, которых святые отцы использовали, как охрану и воинскую силу. В Тобольске находился и личный секретарь Карла XII Дитмар, и будущий историк Сталленберг, написавший по возвращению в Швецию книгу о Сибири. Сталленберг принял участие в походе немецкого полковника Бухгольца, находящегося на службе Российской короне, основавшего город Омск.

После волнений 1716 года местных жителей против шведов, слишком активно ухаживавших за жёнами и дочерьми аборигенов, ставших изгонять пленников из своих жилищ и выбрасывать их пожитки, за скандинавов вступился губернатор Матвей Гагарин. В благодарность за это пленные шведы - корнеты Эрнст, Горн, Бари и ротмистр Мали - украсили шёлковыми обоями двухэтажный губернаторский особняк. На обоях были вышиты золотые и серебряные цветы.

В 1714 году шведский офицер Генрих Буш был отправлен с командой казаков и грамотой в Якутск, где они должны были построить корабль и в 1716 году отправиться на Камчатку морским путём.

Другой шведский офицер Густав фон Брехт в 1718 году основал школу латинского образца, в которой обучались дети дворян, купцов и богатых мещан Тобольска. Школа просуществовала всего три года: по заключению Ништадского мирного договора её основатель вернулся на Родину».

Шведы же организовали первый в Сибири кукольный театр. Даже в середине XIX века в Тобольске существовало шведское ателье по изготовлению изделий из мамонтовой кости.

Из 1600 прибывших в Тобольск шведов не все вернулись домой - кто-то, приняв православие, прочно пустил корни в Сибири. Из преданий семьи тоболячки Ирины Семеновны Сотниченко известно, что её прабабушку сватали шведы из деревни Серюково, пленными шведами была основана деревня Ослино.

Утраченные захоронения: вчера и сегодня

Суровый сибирский климат, непростые и непривычные условия жизни, тяжелый физический труд навечно оставили в тобольской земле подданных короля Карла XII. Число обретших вечный покой шведов неизвестно: «Большой пожар» 1788 года уничтожил все архивные записи по этому поводу.

Карл XII 1697г.Автор книги «Сибирь и каторга» историк Сергей Максимов, ссылаясь на записи Семёна Ремезова, утверждает, что шведы хоронили своих усопших на Панином бугре Тобольска. К этой же версии склоняется и доктор исторических наук, профессор Тюменского государственного университета Александр Ярков. Но старожилы Тобольска утверждали, что шведов хоронили возле городского вала в так называемой Артиллерийской роще, и их кладбище называли «Немецким», ибо каждый выходец из западной границы у местного населения считался немцем.

В 1991 году, в конце лета, при прокладке коммуникаций в районе городского военкомата было обнаружено четыре захоронения. В трёх находились останки мужчин, одетых в военные мундиры, в четвёртом - останки девочки-подростка.

The Swedish PikenersИ то, что захоронения были расположены в строго геометрическом порядке, и то, что подстил в гробах был не из стружек, а из веток хвойных деревьев, а сами гробы были снабжены металлическими ручками, - всё это наталкивало на мысль о том, что данные захоронения не православные, а скорее всего шведские. Плюс к тому, в могиле девочки был найден медальон в виде часов.

Вот что рассказывает по этому поводу участник тех событий, бывший заместитель директора Тобольского государственного историко-архитектурного музея заповедника, автор современных герба и флага Тюменской области историк Алексей Нескоров:

«Медальон был изготовлен из металла в виде небольших карманных часов диаметром 3,6 см. На лицевой стороне белого цвета был нарисован циферблат со стрелками. Причём арабские цифры, отмечающие минуты, были продублированы внутренним кругом римских цифр, обозначающих часовые интервалы. При этом мастер, видимо, спешил, второпях изобразив «0» на месте цифры «5», а место нуля заняла цифра «60».

К сожалению, точных аналогов посмертного медальона до сих пор обнаружить не удалось. Наиболее близким по стилю сюжета его обратной стороны является изображение на золотой табакерке XVIII века из собрания А.А.Бобринского, ныне хранящегося в Государственном историческом музее в Москве. Похожие завитки в стиле рококо и фигуры Афродиты и Диониса, а самое главное, точные данные об изготовлении табакерки в Стокгольме, дают дополнительное подтверждение шведского происхождения медальона.

Обрывки мундиров с плоскими оловянными пуговицами, железные предметы и медальон мы взяли в музей, поскольку дальнейшая работа над ними могла дать дополнительную информацию о шведской принадлежности захоронений или её опровергнуть. Состояние предметов, за исключением медальона, не позволяло включить их в фонды музея. Медальон же, после тщательного изучения, мы намеревались вернуть в захоронение, надеясь на то, что это захоронение будет исследовано и восстановлено в первоначальном виде.

Наше минимальное археологическое вторжение полностью гарантировало эти перспективы. В те далёкие 90-е годы прошлого века были неоднократные обращения к городской администрации, представители которой искренне заверяли, что данный участок не будет отдан под строительство, а после исследования и благоустройства послужит развивающемуся в Тобольске туризму. Однако этого не произошло, и кладбище было застроено коттеджами и гаражами. Шведские власти и общественность тоже не проявили особого интереса к памяти своих бывших соотечественников.

За прошедшие годы нами были собраны дополнительные доказательства того, что открытые при строительстве захоронения действительно принадлежат карлинам - воинам Карла XII, а так же их близким».

К тому же, есть документальные свидетельства того, что именно в Тобольске захоронен умерший в плену племянник шведского короля Карла XII Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский.

Не сдвинулось с места решение вопроса об исследовании захоронения в Артиллерийской роще и в веке XXI. Не смотря на то, что в 2009 году на месте обнаружения шведского кладбища побывали представители Института археологии РАН РФ, захоронение так и не исследовано.

Обмен визитами

19 июня 2009 года в Тобольск, в годовщину трёхсотлетия Полтавской битвы, в Тобольск по приглашению общественной организации «Информационный центр «Содружество» прибыла российско-шведская делегация во главе с советником по культуре посольства Швеции в России Леной Юнсон. Первый после 1711 года визит представителей шведского королевства был ознаменован закладкой памятного камня. Скромный камень с табличкой «Ничто не проходит…» был заложен на месте слияния Тобола и Иртыша на территории деревни Татарские Медянки в Тобольском районе. Всё это проходило без какого-либо участия администрации Тобольска.

А уже в 2010 году, в конце апреля в Швецию по приглашению посольства России в Швеции отбыла смешанная тобольско-тюменская делегация для презентации Тобольска в небольшом шведском городке Гренна. И опять, как и год назад, администрация города осталась в качестве стороннего наблюдателя. Тобольск представляли директор издательского центра «Апрель» Ирина Жмурова и автор этих строк, который вёз в Стокгольм и Гренну документальный фильм «Однажды 300 лет спустя». От областного центра в состав делегации вошли доцент кафедры журналистики Тюменского государственного университета, автор фильма «Варяги из Ослино» Татьяна Топоркова и потомок шведов, полковник внутренней службы в отставке Михаил Ослин.

Непосредственно перед презентацией 31 мая, тоболяки и тюменцы вместе с послом Росси в Швеции Игорем Неверовым, корреспондентами ИТАР ТАСС и местных СМИ, а так же представителями шведского бизнеса и коммуны Йончёпинг, куда входит Грена, посетили остров Висингсё. На этом острове с 1700 по 1721 годы содержались российские военнопленные, смертность среди которых была несравнимо выше, нежели у скандинавов в Сибири.

В 1995 году, благодаря стараниям посольства России в Швеции, на этом кладбище был установлен православный крест в помять об умерших российских военнопленных. И, не смотря на то, что земля на острове находится в частном владении, власти коммуны Йончёпинг сумели добиться права ухаживать за территорией кладбища. Когда же Ирина Жмурова высыпала к подножию креста привезённую из Тобольска землю, а исполнительный директор «Общества друзей Швеции» Олег Муриан рассказал о сути этой древней казачьей традиции, на глазах у многих присутствующих навернули слёзы.

На саму презентацию Тобольска в музее Гренны прибыли не только местные жители, но представители СМИ и бизнеса из Стокгольма, ближайших городов коммуны, посол России в Швеции Игорь Неверов с супругой Еленой Эрнестовной, глава коммуны Йончёпинг Карл Густав Толен. Приветственную телеграмму, присланную на презентацию главой комитета Государственной думы России по международным делам Константином Косачевым, зачитал посол России в Швеции.

Кроме фильмов, привезённых тоболяками и тюменцами, было показано слайд-шоу о Тобольске. А уже после презентации, во время неформального общения, глава коммуны Йончёпинг Карл Густав Толен предложил Тобольску стать городами-побратимами.

И вот наступил год юбилейный, как для шведов, так и для тоболяков. Но администрация города хранит молчание, а энтузиасты дружбы со скандинавами уже провели археологическую разведку на территории бывшей деревни Серюково. Планируется провести работы по извлечению останков пленных шведов на бывшем Немецком кладбище, да мало ли ещё предстоит сделать. Вдруг так же, как и два года назад, по лету в Тобольск нагрянут потомки тех, кто десять лет провёл в Сибири, или потомки тех, кто обрёл здесь вечный покой. Ведь в той же Швеции списки умерших в плену шведов есть. И кроме рентереи и памятного камня потомкам карлинов показать в Тобольске пока больше нечего.

Михаил Иваньков


Понравилась статья? Поделитесь с другими!


Комментарии

Слово Гиппократа

Top.Mail.Ru