Как сын грустит о матери
- Дата публикации 30.11.2014 12:06
- Просмотров: 2151
Мы дети, пока у нас живы родители. Пока наша старенькая мама встречает нас на пороге родительского дома и спрашивает, пытливо вглядываясь в глаза: как дела, здоровье как?.. И ничего не скроешь от мамы, как бы ни был весел и бодр твой ответ, она сердцем увидит все твои печали, все горести… А когда ее теплая ладонь коснется твоей щеки, ты почувствуешь, что вдруг отступили житейские проблемы и стало легко на душе. Но мамы наши не вечны, вечна только память о них, таких родных и таких далеких.
Своими воспоминаниями о матери делится Вениамин Григорьевич Смуров, заслуженный пенсионер, ветеран труда, 25 лет проработавший генеральным директором судостроительного эксплуатационного предприятия. Он считает, что его мама, Мария Михайловна Смурова, сыграла решающую роль в его становлении как личности и была для него непререкаемым авторитетом всю жизнь.
Мария Михайловна родилась в 1907 году. Девчонкой ее родители привезли в Тобольск, и больше она из города не уезжала... Здесь Мария, как выходец из бедного крестьянского сословия, была принята в женскую гимназию, но закончить учебу не смогла, так как в старших классах требовалась оплата, а денег у семьи не нашлось. Примечательно, что на 90-летний юбилей Марию Михайловну приходили поздравлять ученики уже современной тобольской гимназии - вот такая преемственность поколений.
- Азы начальных классов, природная смекалка и неуемная жажда знаний сыграли свою роль в дальнейшем образовании мамы,- вспоминает Вениамин Григорьевич. - Она заканчивает различные профильные курсы, работает телефонисткой, кадровиком, а в 1943 году, когда отца забрали на фронт, становится на его место – диспетчером грузоперевозок в Управлении транспортного флота «Обьрыба». Тогда многие женщины заменяли на гражданских работах своих воевавших с фашистами мужей.
В Тобольском музее хранится номер старой газеты «Тобольская правда» с фотографией Марии Михайловны Смуровой на рабочем посту.
В тяжкие годы военного лихолетья вступила Мария Михайловна в ряды ВГПБ (коммунистическая партия) и никогда, какие бы ветра перемен ни веяли в стране, она не изменила своим убеждениям и трусливо партбилет не прятала - до лучших времен! Работала на износ, верила в победу, растила детей и дожидалась мужа с фронта. И вернулся ее Григорий Матвеевич живой и с наградами за боевые подвиги! Только не оставила Мария Михайловна работу, уже вместе с супругом трудилась на благо Родины.
- Никогда мама не жаловалась нам, детям, что ей трудно. Шла война, трудно было всей стране, - продолжает свои воспоминания о маме Вениамин Григорьевич. - Мама занималась еще и общественной деятельностью, которая забирала у нее все свободное время. Снабжение рыбаков района продовольствием, деньгами, вывозка от них рыбы и доставка ее в город и область – и такие вопросы приходилось решать моей маме.
Доходило до курьезов. Однажды, в период распутицы, нужно было доставить в Заболотье мешок с деньгами, это можно было сделать только верхом на лошади. Поручили доставку Марии Михайловне, а лошадь попалась пугливая и понесла.
- Мама упала, но в последний момент ухватила мешок с деньгами - успела, сохранила…, - рассказывает сын. - Хорошо, что рядом была деревня Овсянникова, и ей быстро выделили другую лошадь. Деньги рыбакам мама доставила во время. Мама продолжала работать и после войны в Госторговле, была общественным инспектором ОБХСС по борьбе с хищениями, пересортицей и воровством. Неоднократно ей угрожали, но она никогда не отступала, хотя, наверное, и боялась, только мы этого не знали – никогда она не рассказывала, как было страшно за себя и за семью… Да мы ее и не видели дома совсем, о ее работе узнавали из газет, радио, а позже и из телепередач.
В последние, предпенсионные годы, Марию Смурову назначили директором рынка. И вновь она начала проявлять свой неуемный характер: стала озеленять и благоустраивать территорию.
- Она не ждала, когда ей выделят рабочих - организовала пенсионерок и вместе с ними месила бетон, утрамбовывала тротуары, сажала деревья вокруг - облик рынка изменился до неузнаваемости - все это моя мама! И я старался не отставать от своей неугомонной мамы, занимал вместе со своим предприятием первые места среди рыбного хозяйства области, мне было просто стыдно тянуться в хвосте, - признается Вениамин Смуров.
Вениамину Григорьевичу уже 81 год, он сам давно дедушка, но, перебирая старые фотографии и говоря «мама», молодостью и нежностью загораются его глаза, на какое-то мгновение он снова становится просто Веней, сыном, «сыночком дорогим», а рядом - образ его молодой и задорной мамы - Марии Михайловны Смуровой.
Елена Слинкина
Фото из архива В.Г. Смурова
Понравилась статья? Поделитесь с другими!
Другие новости:
Комментарии
-
«Ангел Сибири-2007» разгромил на своём льду соперников из Челябинска
-
Выражаем огромную благодарность от лица родителей компании Сибур в ...
-
-
В Тобольске ищут пропавшую девочку
-
так вроде же нашли уже?
-
-
В деревне Ушарова Тобольского района погиб водитель
-
Если бы водитель Рено подумал, прежде чем садится после вчерашней пьянки ...
-
-
Декабрь в Тобольске играет контрастами: от аномальных морозов до оттепелей
-
Господа синоптики и журналисты, не забывайте, что мы живем в *Солнечной ...
-
-
Как предотвратить оползни со склонов Тобольского кремля
-
Варёная курица с вареной свёклой поможет нет
-
Обсуждают
- В деревне Ушарова Тобольского района погиб водитель (2)
- Декабрь в Тобольске играет контрастами: от аномальных морозов до оттепелей (1)
- «Ангел Сибири-2007» разгромил на своём льду соперников из Челябинска (1)
- В Тобольске ищут пропавшую девочку (1)
- Как предотвратить оползни со склонов Тобольского кремля (2)
- Непонятные разборки на стадионе «Тобол» (1)
- В Тобольске выявлено подозрение на бешенство домашних животных (1)