О «культе личности», или история одной страны
- Дата публикации 30.12.2014 11:03
- Просмотров: 1986
В последнее время в прессе стали все чаще подниматься вопросы о памятнике Ленину или мифам о Сталине. Не стану говорить о вкладе Сталина в развитие страны, победе в войне и многом другом – это отдельная тема, требующая отдельного освещения.
Многие комментарии, касающиеся сталинского времени, читатели посвящают своим семьям. Наверное, это правильно, в конце концов, из таких вот кусочков и состоит вся история страны. Будучи маленьким, я не раз слышал от дедушки и бабушки рассказы о военном лихолетье, как тяжело приходилось жить, какими «продуктами» питаться и как неистово работали малолетние дети, позабросив учебу. При этом на глазах стариков всегда стояли слезы, а у меня – ком в горле.
Помню, еще в 80-е годы на одной из стен у нас висел черно-белый портрет усатого мужчины, которого я по незнанию принимал за родственника. Прошло время, мне объяснили, кто такой этот дядя – «дедушка» Сталин (так его всегда называл дед). Пришли лихие 90-е, портрет Сталина деду пришлось убрать в ящик, подальше от злых языков и постоянных насмешек соседей. Но портрет он убрал не в самый дальний пыльный ящик, а в тот, которым он пользовался каждодневно, беря необходимые инструменты, документы, рассматривая старые фотографии или делая записи по домашнему хозяйству.
Занимаясь делами, дед время от времени доставал портрет Сталина и задумчиво смотрел на него, а после чьего-нибудь оклика (обычно после гневного бабушкиного «сколько можно тебя ждать?») клал его обратно и брал то, зачем, собственно, пришел. Я не мог найти объяснение таким действиям деда, да, наверное, и не пытался – детство есть детство, надо играть во дворе, бегать с пацанами, летом – успеть искупаться и порыбачить, зимой – покататься с горки.
Но интерес брал свое. Подрастая, я стал интересоваться этим периодом и задавал более конкретные (но в силу возрасту скорее наивные) вопросы деду о войне, о труде, о родственниках. В том числе разговор заходил и о Сталине, вернее, дед о нем часто упоминал. Узнал я много, понять и осмыслить которое смог только спустя годы, когда бабушки и дедушки уже не было в живых. Услышал о коллективизации и раскулачивании, труде в тылу и военных действиях на фронте, восстановлении послевоенного хозяйства и т.д. Также узнал о том, что мой прадед был председателем колхоза до войны, а с началом ее ушел на фронт добровольцем и вскоре погиб.
Но при всех свалившихся на семью, деревню, страну бедах и потерях я НИ РАЗУ не слышал от стариков ни одного плохого слова в адрес Сталина и советского правительства. С возрастом, сознавая необходимость пополнять знания, я занимался этой темой очень углубленно, добывая информацию буквально из всех источников, страдавших в 90-е однобокостью. Кругозор мой был еще расширен, появились знания о репрессиях, раскулаченных, культе личности, делах против комсостава, ленинградской ячейки партии и прочих негативных моментах сталинизма. Эти знания отсутствовали в рассказах деда.
Решив спросить его о самом насущном - репрессиях, не стал использовать термины «гонения», «политическая часть» и других – образование деда 3 неполных класса (у бабушки 4), умели только писать, считать и читать по слогам. Старики просто не поняли бы, поэтому спросил просто: «Бывали аресты, расстрелы в деревнях?». На что дедушка гневно рассказал несколько случаев воровства, кражи народного хозяйства, уклонения от работ, за что были действительно довольно сурово наказаны несколько человек в то время, как другим такие действия в голову не приходили, хотя они также недоедали и еле волочили ноги. На мой вопрос «а были ли люди, невинные осужденные или расстрелянные?» дед посмотрел на меня по-крайней мере недоуменно, как будто я спросил, в каком году немцы захватили Сибирь. Конечно, такое отношение язвительные языки спишут на старость, изначальную предрасположенность, но лично мне такое в голову никогда не приходило. Видя такую позицию деда по отношению к Сталину, я не мог понять, почему дед относится к нему одновременно как к близкому родственнику и в то же время как бы отстраненно, в общем?
Прошло еще время. К концу 90-х настал апогей выливания грязи на советское прошлое, в первую очередь пинали, конечно, Сталина: ему припомнили бандитизм в молодости, борьбу за власть в зрелости, голодомор на Украине, репрессии, раскулачивания, поражения в первые годы войны и т.д. и т.п. в старости. И однажды деда прорвало.
Будучи и оставшись честным человеком старой закалки, не укравшим за свою жизнь ни гвоздя, пережив в детстве очень многое, а в старости – еще и двух сыновей, старик говорил о беспределе в стране, воровстве, «прихватизации», культе денег и всем прочем, что свалилось на нас с приходом «демократии». Справедливости ради стоит сказать, что он и ранее постоянно бурчал что-то в этом роде по случаю и без, но такую тираду от него я услышал впервые. Также мне стало понятно, почему дед защищал Сталина, несмотря на все плохое, что о нем писали и говорили, что пришлось испытать деду и миллионам других жителей страны в 30-40-е гг., несмотря на гибель отца в войну – деду было неважно, что писали о вожде, все испытания он прошел, приобрел закалку и стал Человеком, с потерей отца он смирился как с неизбежной жертвой во имя общей Победы.
Дедушка своими глазами видел происходящие процессы, своеобразно, но искренне трактуя их, ему не нужно было смотреть фильмы или читать литературу, если многие такие же, как он и бабушка (труженики, работяги) сами стали героями советского кино, персонажами произведений Шолохова, Шукшина и др., а также частью исследований, быт народа в которых выливался в целые научные диссертации. Не раз и не два дед, оставаясь до конца неравнодушным к негативу современной жизни, выдавал ставшей крылатой, фразы: «Сталина на вас нет», «Дедушка Сталин по заветам дедушки Ленина навел бы порядок» или «Даже в войну такого не было».
Не вникая в идеологию и политику, ведя образ жизни крестьянина, который до него вели его предки, дед искренне верил в то, что они всей страной строили, и, несмотря на все отрицательные стороны «несвободного» советского строя, предпочитал его любому другому «свободному». Он понимал (со своей неграмотностью, неумением красиво выразить мысли), что не свобода делает из человека Человека, а труд и справедливость, иными словами разум, чего нет у «братьев наших меньших» (а сейчас еще и у многих «братьев наших больших»), что, только пройдя горнило испытаний и не предав убеждений, мальчик станет мужем.
Портрет Сталина до сих пор лежит в том самом ящичке, куда его отложил дед. Теперь уже я достаю его, как самое значимое воспоминание о дедушке и бабушке (больше заботившейся о семейных делах, внуках и хозяйстве, чем о «точении ляс»), задумчиво смотря на вождя. В отличии от деда я получил высшее образование, знаю все события и изучил досконально процессы, происходившие в стране в то время, но для объективного понимания событий у меня, как и у большинства живущих сегодня, нет самого необходимого – жизненного опыта, проверенного на себе, а без этого все мои исторические знания яйца выеденного не стоят, лишь даты из истории страны. Я не могу сказать с уверенностью, как бы я сегодняшний повел себя, когда доходишь до изнеможения от нехватки еды, когда еще и надо работать на Победу, что бы сделал, оказавшись на фронте, в пекле боя. А вот перед дедом и прадедом таких вопросов не стояло, и мне хотелось бы хоть чуточку быть похожим на них.
Еще в 90-е к нам приехали незнакомые люди. Они утверждали, что их предок был невинно раскулачен и посажен в 30-х годах при участии моего прадеда в бытность его председателем колхоза. Уязвленный до глубины души, дед не стал голословно оправдывать отца, а собрал гостей и отправился с ними в архив. Там и выяснилось, что ничего подобного и в помине не было, гостям пришлось извиниться, а дед восстановил честь отца. Естественно, говорить о святости тут не приходится, все мы «чернеем» с возрастом, накапливая груз грехов, совершая ошибки случайно или умышленно. Да и отсутствие дел в архиве не говорит о том, что факта не было на самом деле. Однако это одновременно свидетельствует и о недоказанности обвинений.
Мифы должны быть развенчаны, лицемерие – искоренено, а слухи – стать правдой или уйти в небытие. Это, конечно, частный случай (наверное, еще пафосный или слишком сентиментальный), и кто-то, поморщив носик, расскажет своё. Но это история моей Семьи, кусочек, из которого соткана история моей Страны.
Ворон
Фото: ipnews.in.ua
Понравилась статья? Поделитесь с другими!
Другие новости:
Комментарии
-
«Ангел Сибири-2007» разгромил на своём льду соперников из Челябинска
-
Выражаем огромную благодарность от лица родителей компании Сибур в ...
-
-
В Тобольске ищут пропавшую девочку
-
так вроде же нашли уже?
-
-
В деревне Ушарова Тобольского района погиб водитель
-
Если бы водитель Рено подумал, прежде чем садится после вчерашней пьянки ...
-
-
Декабрь в Тобольске играет контрастами: от аномальных морозов до оттепелей
-
Господа синоптики и журналисты, не забывайте, что мы живем в *Солнечной ...
-
-
Как предотвратить оползни со склонов Тобольского кремля
-
Варёная курица с вареной свёклой поможет нет
-
Обсуждают
- В деревне Ушарова Тобольского района погиб водитель (2)
- Декабрь в Тобольске играет контрастами: от аномальных морозов до оттепелей (1)
- «Ангел Сибири-2007» разгромил на своём льду соперников из Челябинска (1)
- В Тобольске ищут пропавшую девочку (1)
- Как предотвратить оползни со склонов Тобольского кремля (2)
- Непонятные разборки на стадионе «Тобол» (1)
- В Тобольске выявлено подозрение на бешенство домашних животных (1)
Комментарии
Злоба,ненависть,глупость ещё ни кого не украшала.
У Вас простите зеркало далеко стоит?Вы когда начинает писать посты,Вы в него ненароком посмотрите и тогда Вы поймёте про кого и где написано.Я уважаю любое мнение.Но яи не выношу хамства,издевательства и насмешек.
RSS лента комментариев этой записи