Хостел Буква в Тобольске Тобольский Музей печати Тобольская типография - онлайн  

Новости СМИ

Тропа к погосту

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Тропа к погостуПусть не удивят придирчивого читателя летние фотографии в этой статье. Так уж получилось, что автор скорбных строк, что вы прочтете ниже, совсем недавно прислал нам это письмо, хотя с момента его путешествия в Тобольск прошло несколько месяцев.

Василий Федорович Долгих - выпускник Тобольского рыбопромышленного техникума 1966 года. Покинув Тобольск после окончания техникума, он трудился на предприятиях рыбной отрасли. В 1983 году работал в Министерстве рыбного хозяйства РСФСР на должности начальника управления. А в 1985 году был назначен членом Коллегии Министерства и вошел в состав руководителей рыбной отрасли России. После развала СССР и упразднения в 1991 году Министерства в течение двенадцати лет занимался коммерческой деятельностью, возглавляя ассоциацию предприятий рыбной промышленности, занимающихся выращиванием и воспроизводством осетровых видов рыб. Василий Федорович является заслуженным работником рыбной промышленности. В 2004 году увлекся писательством, выпустил три книги. Член Московской областной организации Союза писателей России. Сейчас Василий Федорович проживает в Москве, но вместе с супругой постоянно приезжают в Тобольск.

Прочтите его письмо, пожалуйста, от начала и до конца.

«Дорогая редакция! Хочу поделиться впечатлениями, которые получил от посещения городского кладбища, на котором покоятся не только знаменитые декабристы, но и люди, сделавшие для страны и города гораздо больше. И если первая категория захороненных, «благодаря» коммунистической пропаганде, была воспета и увековечена, то вторая не получила громкого звучания ни во время советской власти, ни сейчас, в эпоху развитой демократии. Кого я имею в виду? Ну, конечно же, участников Великой Отечественной войны с фашисткой Германией, которым выпала доля остаться живыми в той страшной мясорубке и поднимать разрушенное народное хозяйство на достойную высоту. Благодаря невероятным усилиям и полному самоотречению эти люди и на трудовом фронте вершили одну победу за другой - взращивали хлеба; строили города, мосты, электростанции, железные и автомобильные дороги; осваивали космос, Северный и Южный полюс; бороздили на судах по бескрайним просторам морей и океанов, обеспечивая жителей страны рыбной продукцией; опускались на огромные глубины в недра земли, чтобы выдать на гора первоклассный каменный уголь и обогреть очерствевшие и уставшие души своего народа от прошедшей войны; бурили нефтяные и газовые скважины в тюменских болотах и охраняли покой своих соплеменников. Делали это всё не из-под палки и не корысти ради, а чтобы поскорее поднять страну с коленей. И, естественно, они не думали о том, как отблагодарит их да эти подвиги государство и новое поколение, которое придёт на смену. К сожалению, как показало время, память наша оказалась короткой, и о том, что происходило несколько десятилетий назад, мы уже не помним. Или не хотим помнить, так как это очень накладно для казны и собственного кармана?

На вопрос, почему я пришёл к такому выводу, ответ простой. Меня неприятно поразило внутреннее состояние кладбища. Всеобщая захламлённость, «воздвигнутые» баррикады из свалившихся деревьев, старых венков, стеклотары и пластмассовых ёмкостей, отсутствие нормальных дорожек и указателей, полный хаос в планировании захоронений и тотальная безответственность службы, призванной обеспечивать всё это на должном уровне.

Пробираясь сквозь горы мусора, заросли кустарника, цепляясь за крючки из проволоки и арматуры, я с большим трудом добрался до могилок своего тестя Енбаева Ивана Прокопьевича и его брата Василия Прокопьевича. Оба фронтовика и оба трудяги, отдавшие себя стране до конца. На протяжении всего пути, пока добирался до них, в поле зрения появлялись надгробные плиты и памятники с красными звёздами участников войны. И так мне стало стыдно за государство наше, которое эти люди спасли от гибели, за нас, которым они дали жизнь, и за государевых мужей, которые, выкрикивая лозунги о человеческих ценностях, о лояльности и толерантности ко всему человечеству, восхваляя западные ценности - забыли свою историю и её героев. Негодуя на беспорядок, творящийся на клочке родной земли, на котором нашли последнее пристанище герои прошлого века, незаметно для себя непролазную тропу я назвал аллеей Славы, вдоль которой лежали сыны России. Я был твёрдо уверен в том, что каждый из них обязательно совершил какой-то ратный или трудовой подвиг во славу своего Отечества. А по-другому не может быть, так как они были истинными его сынами.

Оказавшись рядом с могилками тестя и его брата, я потихоньку стал успокаиваться. В отличие от общего состояния кладбища, благодаря родственникам жены, они были ухожены и наполнены цветами. Присев на лавочку, я всмотрелся в суровое лицо Ивана Прокопьевича, которое было изображено на фотографии, и неожиданно вспомнил статью о нём в газете «Тобольская правда», которая вышла накануне празднования тридцатилетия Победы в Великой отечественной войне. Корреспондент В. Гуреев писал: «Тогда тоже была весна, и люди связывали с ней надежды на близость победы и отдавали во имя её и силы, и жизни. Смертельно раненый фашистский зверь отчаянно сопротивлялся.

Неподалёку от озера Балатон батальону, в котором старший лейтенант Енбаев командовал ротой, надо было форсировать канал. Бойцы успели начать переправу, успели даже навести понтонный мост, когда враг, увидевший угрозу окружения, обрушил на них танки, артиллерию, пехоту, авиацию. Но ничто не помогло гитлеровцам. Переправу удержали до прихода подкрепления. Но дорогой ценой - от батальона осталось всего 16 человек. Заменивший убитого в самом начале боя комбата Енбаев попал в госпиталь с пробитой осколками мины ногой.

Орден Красной Звезды - память об этом бое. Последняя награда и последнее ранение в войне. А прошагал он по полям сражений немало. Кроме земли русской, его ноги шли вперёд по земле Югославской, Австрийской, Румынской, Венгерской. Вспоминая свой путь, Иван Прокопьевич произнёс: «Никогда не забуду, как нас, освободителей, радушно встречали там простые люди. Выпрашивали звёздочки с наших пилоток, с гордостью прикалывали их на грудь».

Много повидав и испытав на войне, после её окончания, Енбаев вернулся на малую родину в Тобольск, где молодым парнем учился в рыбном техникуме, и пошёл работать на Тобольский рыбозавод и трудится так же самоотверженно, с такой же отдачей сил и знаний, как воевал когда-то. А должность у Ивана Прокопьевича беспокойная - он начальник Сузгунского участка по добыче и переработке рыбы. Скромным, инициативным, прекрасным знатоком своего дела - таким и знают его на заводе, бывшего защитника Родины, коммуниста. Недаром портрет Енбаева - на городской доске Почёта».

Вспомнил я эти строки и ужаснулся: «Всего шестнадцать человек! А ведь в батальоне не меньше пятисот бойцов! Что чувствовали эти шестнадцать человек, оставшись живыми? Случилось то это не в начале войны, а накануне победы, в марте 1945 года! Как жалко, что я своевременно не проявил настойчивого интереса к героическому прошлому своего тестя. А он, как и все фронтовики, о тех трагических временах почти ничего не рассказывал». Мне стало очень неуютно на душе и стыдно уже за себя. Люди мы, или ходячие манекены!? Неужели нам безразлично всё то, что происходило до нас и не с нами? Или главное, чтобы фасад был пристойным, а что за ним, нас не касается? Покойники права голоса не имеют и в выборах участвовать не могут. Но мы-то не должны забывать о том, что когда-нибудь и наши голоса канут в лету. И большинство из нас окажется не на Новодевичьем кладбище в Москве, а на обыкновенном - городском или сельском. Неужели нам всё равно, по каким тропам к нашим могилкам будут пробираться потомки? Не верю. Нам будет всё равно потом, а сейчас не должно быть так. Поэтому, пока есть время, необходимо заставить тех, кто должен за бюджетные деньги налогоплательщиков организовывать и блюсти порядок на погостах, добросовестно исполнять свои прямые обязанностями. Надеюсь, что такое мнение является понятным и тоболякам, независимо от их вероисповедания, материального статуса и общественного положения».

Фото: Василий Долгих

Тропа к погосту Тропа к погосту Тропа к погосту Тропа к погосту Тропа к погосту Тропа к погосту

 


Понравилась статья? Поделитесь с другими!


Комментарии   

 
+4 # нюша 22.02.2014 18:56
Это безобразие! Наш народ ужасно относится к памяти своих прелков! Порядка на российских кладюищах не было нет и не будет. Тобольск - не исключение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Не верю 25.02.2014 10:10
Цитирую нюша:
Это безобразие! Наш народ ужасно относится к памяти своих прелков! Порядка на российских кладюищах не было нет и не будет. Тобольск - не исключение.
Цитирую верок:
Ситуация на нашем кладбище та еще. Что-то необходимо менять!
Менять надо. В первую очередь свое отношение, начинать нужно с себя. Многие ли, прибравшись на могилке, увозят мусор с собой? Нам проще выкинуть на соседнюю могилку, оправдывая себя, что контейнер стоит далеко или переполнен, а потом вопить в интернетах о бардаке, который развели на кладбище власти.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # верок 25.02.2014 12:36
Простите, но лично я никогда так не делаю и не сделаю. У меня даже мысли не возникает, что мусор можно выкинуть на могилку, за которой никто не ухаживает. Но есть такие люди, которым безразлично все и они гадят везде: будь-то на кладбище или на улице. Что с этим делать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # ЛС 23.02.2014 00:25
"Наш народ ужасно относится к памяти своих предков!". Надо исключить посредников, к памяти наших предков. И чтобы родственники, знакомые сами чаще посещали те места, в которых они хотят видеть порядок.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # ЛС 23.02.2014 02:29
"Василий Федорович является заслуженным работником рыбной промышленности. В 2004 году увлекся писательством, выпустил три книги".
Да,видно что Василий Федорович увлёкся писательством. И чтобы просто прочитать, то что он написал, надо время. Предлагаю ему вернутся в Тобольск. И решить все поставленные в обращении вопросы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # ЛС 23.02.2014 02:50
"Покойники права голоса не имеют и в выборах участвовать не могут". Раньше пациенты психбольниц тоже не участвовали в выборах. Сейчас участвуют. Не удивлюсь, что на следующих выборах будут участвовать и покойники. Кстати, были случаи, что усопшие значились в списках на выборах. Как бы не было это прискорбно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # верок 24.02.2014 18:32
Ситуация на нашем кладбище та еще. Что-то необходимо менять!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Комментарии

Слово Гиппократа

Top.Mail.Ru