Хостел Буква в Тобольске Тобольский Музей печати Тобольская типография - онлайн  

Новости СМИ

Художник, рисующий светом

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Художник, рисующий светомБыла в моем детстве одна грустноватая сказка. Про балерину, танцевавшую так талантливо, что лучи всех прожекторов и софитов полюбили ее и сами вплетались в танец. А когда скучный директор уволил балерину, лучи ушли вместе с ней. И сцена опустела навсегда, ведь какой же театр без сценического света... Полузабытая эта сказка всплывает в памяти, когда я спешу на встречу с художником по свету Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова Дмитрием Алферовым.

Спешу не потому, что опаздываю. А потому, что хоть и встречаемся мы накануне Международного дня театра, праздничной благодушно-расслабленной атмосферы в «ершовке» не наблюдается. Новое здание лишь недавно введено в эксплуатацию, и весь единый сложный организм театра приспосабливается к нему. Идет процесс освоения оборудования, площадки. Все спектакли нужно адаптировать к новым условиям.

Секреты профессии

Из светоаппаратной (то самое таинственное окошечко за последним рядом кресел) виден полутемный зал и сцена с такими знакомыми декорациями «Одноклассников». Скоро - репетиция. На этой площадке спектакль не давали ни разу, предстоит опробовать обкатанный материал в новых условиях. У меня сразу - дилетантский вопрос: как же восстанавливается давно не демонстрировавшийся спектакль? Для этого существует помощник режиссера, поясняет Дмитрий.

У помрежа все ходы записаны: сколько в сцену вбито гвоздей, сколько метров актер идет направо, где делает разворот. Ну и световые решения спектакля - тоже. Раньше не было подходящего оборудования, чтобы сохранить все световые картины в виде компьютерной программы.

Сейчас - есть. В аппаратной - сенсорные компьютерные экраны, пульты с обилием кнопок и всяких рычажков-тумблеров. Пара нажатий - и сцена вдруг расцвела огнями, заиграла, переливаясь в лучах. «На сказку похоже», - замечаю я. «А это и есть сказка, «Дюймовочка», - говорит Дима, мягко улыбаясь. Спектакли-сказки вообще очень насыщены светом. Яркие картины, частые переходы, различные эффекты - все, чтобы удержать внимание детей. В драматических спектаклях нюансы тоньше. Допустим, «Саня, Ваня, с ними Римас» - психологически напряженный, и свет играет здесь немалую роль. «Да здравствует любовь» - оперетта, сам жанр обязывает к разнообразной игре.

Причем, несмотря на все кнопки, по-прежнему большая часть работы делается руками - приборы выставляются на определенные точки, скажем. Есть приборы «живые» и есть «интеллектуальные», назначение у них разное, вот и обращение с ними тоже отличается. Всякие «крутилки-моргалки» хороши для сказок. А вообще-то, основная масса приборов расположена над сценой, и они довольно ощутимо гудят. И как, спрашивается, артисту произнести надрывный монолог шепотом в этаком неумолчном гуле? «Неужели так громко?» - удивляюсь я. «А вот пойдем, послушаем. Заодно и посмотришь на наше хозяйство».

Загадочное хозяйство

Темный коридорчик, лесенка - и вот первый ряд осветительных приборов, расположенных прямо над аппаратной. Это пушки, дающие сильный и яркий луч света. «Руками лучше
не трогать, - предупреждает Дима, и я послушно прячу ладони за спину. - Во-первых, они уже выставлены на точки, а вообще, когда долго работают, нагреваются до 300 градусов, сильно обжечься можно».

Дальше - по приставной деревянной лесенке вверх (так путь короче). Здесь - выносной софит, расположенный непосредственно перед сценой. Чтобы увидеть оборудование, расположенное над сценой, нужно попасть на галерею. «Срежем или обойдем, как положено?» - уточняет Дмитрий. «Срежем, конечно». Под низким проемом я почти ползу на четвереньках по пыльному деревянному настилу. «Поэтому мы такие худые с напарником - часто лазить приходится», - шутит Дима. Зато открывается чудный вид: где-то внизу - сцена, а здесь - все унизано приборами (которые и вправду основательно жужжат), чуть ниже свисают падуги с декорациями. Всего в осветительном хозяйстве порядка 500 приборов - в большом зале, и еще сотня - в малом. Как управляются со всем этим художники по свету, Дмитрий Алферов и его напарник Александр Овчинников - для меня загадка.

Кто и как?

Пока спускаемся, я все думаю: сколько ж всего надо знать, понимать и чувствовать, чтобы быть полноправным хозяином в этом мире света. И, конечно, спрашиваю - как становятся художниками по свету? «Разными путями, - рассуждает Дмитрий. - Профессия редкая, обучают ей только в Москве и Санкт-Петербурге. Но те, кто поехал учиться, в провинцию, как правило, не возвращаются. Ведь за время учебы начинают подрабатывать, обрастают знакомствами и понимают, что в столице свой месячный заработок могут поднять за вечер».

Сам Дмитрий 25 лет профессионально занимался фотографией. Так затянули занятия в фотокружке, что пятнадцатилетним парнем устроился работать в ателье, учеником фотографа. Позже получил профессию преподавателя изобразительного искусства по специальности «живопись» - нужны были навыки для обработки фотоснимков. А теперь вот уже три года он рисует световые картины. «Придя сюда, я увидел, что абсолютно все по-другому. Театр ведь вообще - отдельный мир. Пожалуй, мои предыдущие навыки где-то соприкасаются с нынешней работой. Но художественное образование здесь не главное, важнее художественное видение...».

Кстати, та детская сказка заканчивалась все же хорошо: лучи вернулись в театр, чтобы освещать юную ученицу балерины. Свету тоже оказалось трудно жить без театра...

Анастасия Мальцева


Понравилась статья? Поделитесь с другими!


Комментарии

Слово Гиппократа

Top.Mail.Ru